Мищенко Наталья Николаевна
учитель-логопед
Тысяча и один совет, как воспитать счастливого человека.
Читая эту рубрику, вы вспомните своё детство, пополните словарный запас новыми терминами и понятиями, но самое главное – станете ближе к своему ребёнку.
Всё сложное - просто, если разделить на части.
Часть 1.
Мы нужны друг другу.
Каждый папа и каждая мама ожидает увидеть своего ребёнка образованным и успешным членом общества. Но, иногда, родители заблуждаются, полагая, что ребёнок вырастет и сам займет это место. Огромную роль имеет отношение к ребёнку в семье. С каждым годом увеличивается процент детей, имеющих нарушения в речевом развитии. О факторах, вызывающих данные проблемы, можно долго рассуждать, мы вернёмся к этому вопросу в другой части. Но одно бесспорно, только при помощи и поддержке со стороны родителей, любой дефект будет исправляться гораздо быстрее.
Сроки исправления речевых нарушений индивидуальны и зависят от сложности дефекта, возраста и психологических особенностей. Об этом мы постараемся доступно изложить в других частях. Следует понимать, что исправить речевое нарушение невозможно за одно занятие. Для этого понадобится время; совместная работа логопеда, педагогов и обязательная поддержка родителей.
Дошкольный возраст и игра – это две неразделимые параллели. Через игру ребёнок учится быть добрым, отзывчивым, толерантным (терпимым), у него формируются правила поведения в обществе. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка, а успешному человеку в современном мире не обойтись без общения. Играя со своим ребёнком, вы создадите такие условия, при которых он получит не только новые знания, но и обогатит свой словарный запас, научится правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать. Таким образом, вы заложите тот фундамент, который поможет вашему ребёнку стать коммуникабельным (общительным) и уверенным в себе человеком. Рекомендации, как снова стать «ребёнком» и научиться играть, вы найдете в следующих частях.
Часть 2.
Причины нарушений речи у детей.
К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и в первые годы жизни ребёнка.
Специалисты выделяют несколько групп повреждающих факторов, оказывающих влияние на формирующийся плод:
- биологические (генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие микроорганизмов и вирусов, резус-конфликты и др.);
- физические (действие проникающей радиации, электромагнитных и других полей, избыток или дефицит инсоляции – солнечного света, влияние тепла, холода и др.);
- химические (острые и хронические бытовые и производственные отравления, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, интоксикация плода на почве различных хронических заболеваний матери и др.);
- механические (сдавление, ушиб, перелом, растяжение, скручивание).
К неблагоприятным факторам процесса родов, неизбежно сказывающимся на ребенке, относят следующие:
- длительный безводный период;
- отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности;
- плохое или недостаточное раскрытие родовых путей;
- быстрые или стремительные роды;
- применение различных ручных родовспомогательных приемов;
- кесарево сечение;
- тугое обвитие плода пуповиной;
- большая или очень малая масса тела и большие или малые размеры плода;
- преждевременное рождение;
- затяжные роды;
- ягодичное предлежание.
К факторам, вызывающим речевую патологию, в первые два года жизни ребенка относят нейроинфекции и травмы головного мозга и спинного мозга, в частности шейного отдела позвоночника.
Литература.
Нищева Н. В. Если ребёнок плохо говорит … – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»